суббота, 13 апреля 2013 г.

Физические явления в эпосе "Гэсэр"

Борголов Вячеслав Климентьевич, учитель физики МБОУ Нагалыкская СОШ Баяндаевского района Иркутской области
Доклад, представленный на межрегиональной научно-практической конференции "Бурятский язык и литература: метапредметный подход"


Цель: Выявление физических явлений в бурятском героическом эпосе «Гэсэр».
Задачи: Развитие интереса к изучению физики через фольклор, мифологию, эпос «Гэсэр»; стимулирование активного интереса к эпосу, изучению родного языка, родному краю; уважение к духовному наследию своего народа.

   Данный подпроект реализуется в рамках межрегионального сетевого метаэтнопроекта «Гэсэр. XXI век» и экспериментальной работы нашей школы по теме: «Формирование этнокультурной компетенции на основе метапредметного подхода в условиях сельской школы». Каждый учитель-предметник ведёт урок с использованием местного материала, фольклора, т.е. этнокультурного материала. Здесь, как же не основываться на крупнейшем произведении бурят- героическом эпосе «Гэсэр».
   И сегодня мы попытаемся разобрать, какие физические явления можно рассмотреть на уроках физики с использованием материала эпоса «Гэсэр» - вершины устной поэзии бурят.


   Эпос, прежде всего, это мифология, и образы в нем все обобщенные. А физика – это наука о природе, поэтому, я считаю, что все чудовища, присутствующие в произведении, есть не что иное, как физические объекты, а их действия – стихийные бедствия. Обратимся к первоисточнику: Ветвь 5 «Орголи сагаан гүрөөһэн».

Справа поглядеть – он на скалы похож,

Слева поглядеть – он на сопки похож,

Издали поглядеть – похож на синий горный хребет,

Вблизи поглядеть – дрожь берет.

Верхней челюстью он небо скребет,

Нижней челюстью он горы жует.

Ну, какой зверь может похвастаться такими размерами?

Так как эпос героический, потому начнем с изучения экипировки и оружия Гэсэра.

Лук с костяными подпорками,

Изготовленный из рогов

Семидесяти изюбров-самцов,

Вставляет в налучник узорчатый свой,

Семьюдесятью стрелами

Девяностопятью стрелами

Развернутыми веером,

Заполняет колчан свой,

Так что в холод от них теплее будет,

А в жару от них прохладнее будет.

Какие физические явления мы видим? Конечно же, тепловые явления, количество теплоты – это материал для 8-го и 10-го классов.

Далее, оружие. Полет стрелы.

Вырвалась стрела, полетела,

Зашуршала и засвистела.

Нацеленная стрела молниеносно летит,

Хангайская стрела неотвратимо звенит.

Этот фрагмент можно использовать при изучении силы упругости, акустики. Здесь очень тонко указано, что при полете стрела свистит. Стрелами с особым оперением, вызывающим звук при полете пользовались воины Чингисхана для психического давления на противника, а позже этот же прием применялся в бомбах и минах во второй мировой войне.

Теперь рассмотрим, с какими чудовищами сражался Гэсэр:

Архан и Шэрэм Минаата Хаан ассоциируются с грозой, молнией и раскатами грома. Шэрэм Минаа можно перевести как чугунный бич, а Архан – аркан. Сила тока молнии составляет миллионы ампер, напряжение – многие киловольты. Ну чем не бич и аркан.

Гал Нурма Хаан (Дулмэ хаан)

Из широкого рта

Изрыгает он красное пламя,

Из широких ноздрей

Выдувает он черный ветер.



По небу черный туман расплывается,

По земле желтый туман расстилается.

Что это вам напоминает?

   С физической точки зрения это вулкан – при извержении вулкана мы видим конвекцию – движение частиц или перенос вещества, огромную энергию, количество теплоты, звуковые и световые явления. Материал для 8 – 10 классов. Какую беду может принести извержение вулкана, мы знаем на примере погребения лавой и пеплом Помпеи. На нашей территории потухший вулкан находится в Саянах. Предположительно, именно этот вулкан вошел в эпос «Гэсэр» под именем чудовища Гал Нурма Хаан.
    Стародавнее предание упорно связывает эти вулканические следы с дворцом Гал Дулмэ-хана (сказать о версиях), расплавленным Гэсэром после победы над своим страшным врагом. Подтверждение этого предания, бытовавшего и у приангарских бурят, мы находим у М.Н.Хангалова, который пишет, что, по представлениям его земляков, «в Тунке (т.е. в Оке, так как раньше Окинский край входил в состав Тункинского района) есть остатки от сожженного дворца Гал Дулмэ-хана. Тут Абай-Гэсэр-богдо-хан с помощью девяти небесных кузнецов (тэнгэриин юhэн дархад) раскаливал сына Гал Дулмэ-хана, отчего дворец Гал Дулмэ-хана расплавился и образовалась груда камней и железных шлаков».
Любой из старожилов охотно может показать "руины" дворца Гал Дулмэ-хана, которые на самом деле представляют из себя ничто иное, как причудливую гряду остывшей вулканической лавы, поросшей глухим лесом. Однако Следы этой вулканической массы тянутся на расстоянии многих километров по правому берегу р. Жомболок, а после впадения его в р. Оку - по правому берегу р. Оки. Шэбээ, означает «изгородь, укрытие, укрепление». От вулкана Перетолчина тянется лавовый след длиною около 50 км, который доходит до урочища Сайлаг. Лава, опустившись с горы, застыла черными туфами по долине реки Жомболок ближе к ее устью. Лава - это остатки дворца Гал-Дулмэ-хана, который Гэсэр расплавил и превратил в лавовый поток после победы над этим могучим врагом человеческого рода. В эпосе об этом событии повествуется так:
«Видят: дворцы роскошные,
Строения прекрасные стоят.
Абай Гэсэр хубун
Стрелу хангайскую берет,
По дворцу врага
он целится,
Пустив стрелу,
свалил дворец...»

Ойн Эжэн Орголи Сагаан Гүрөөһэн, хозяин тайги.

Все таёжные деревья подряд

За сорок верст сами в рот летят.

Вместе с деревьями попадают в рот

Северный народ и южный народ.

И тех людей, что с гор спускаются,

И тех людей, что вверх поднимаются,

Всех он втягивает в огромный ротище.
   Это же ураган! Здесь мы встречаемся с разницей давления, силой тяжести и механической работой. Я подсчитал, что если Гэсэр и его тридцать три батора имели массу в среднем по сто двадцать килограммов, то сила тяжести будет равна 4080 Н, а работа по втягиванию их в свою пасть чудовищем за 90 верст равна 367200000 Дж = 367200кДж = 367,2 МДж = 3,672 · 108Дж.

Рассмотрим битву Гэсэра с Орголи:

Размахнувшись черным железным копьем,

Корень языка чудовища Орголи бьет.

Острый наконечник в язык вонзился,

Опираясь на него, Абай Гэсэр остановился.



Между небом и нижней челюстью

Копье стоит как распорка.

Материал идеально подходит при изучении свойств твердых тел в 10 классе: механическое напряжение, предел прочности.

Ганга-Бурэд хаан

Тэрэ гэхын хирэндэ

Ургажа байһан ногоониинь

Үндэһэнһөөн хатажа гандаба,

Урдажа 6aйhaн уһаниинь

Эхинһээн хатажа шэргэбэ.

Хонгор шарга нараниинь

Харанхыда шэнгэбэ,

Хуратай бороотой огторгойнь

Хура һаатажа гандаба.

С климатической точки зрения это чудовище можно сравнить с жарой, зноем, засухой. С точки зрения физики – излишнее количество теплоты, губительное действие солнечного света и ультрафиолета. Материал можно использовать в 8, 10 классах при изучении тепловых явлений и химического действия света в 11 классе. Материал из ветвей 3 и 8, где Гэсэр после победы придавливает Архана и Лобсоголдоя скалами можно задействовать при прохождении тем «Давление твердого тела», «Вес» и «Сила тяжести».

   Каждый раз после победы Гэсэр со словами «хорошее время настало, мирное время пришло» – убирает лук и стрелы и устраивает всенародный праздник.

Мяса – масла поставим – горы,

Архи-арзу подадим – озера.

Угощаясь яствами разными

Друг друга люди целуют,

Восемь дней они празднуют,

Девять дней они пируют.

   Рассмотрим, какие физические процессы происходят при варке арсы и тогооной – тарасуна. При приготовлении аарсы использован процесс диффузии – проникновение частиц одного тела между частицами другого (смешение воды, сметаны, муки и бозо). Это опытное доказательство первого положения молекулярно-кинетической теории.
    Процессы, происходящие при изготовлении тогооной – тарасуна: хүрэнгэ, получив количество теплоты от огня через тогоон, увеличивает внутреннюю энергию. Затем начинается испарение – процесс перехода жидкости в пар. Причем, в первую очередь, испаряются легкие молекулы – алкалоиды. Касаясь емкости с холодной водой, пар становится насыщенным и конденсируется. Под действием силы тяжести капли падают на лопатку с углублением и по желобу стекают в емкость – бутыль.
     Таким образом, на основе материала бесценного духовного наследия бурят – эпоса «Гэсэр» можно рассмотреть следующие разделы физики: кинематика, динамика, акустика, оптика, молекулярно-кинетическая теория, термодинамика и электричество.
     Любой праздник, пир заканчивается ёхором, на этом и я закончу свой доклад. В своей работе я пользовался эпосом «Гэсэр» в переводе Владимира Солоухина, сводный текст на бурятском языке Намжила Балдано.    

Комментариев нет:

Отправить комментарий